Одним из самых страшных явлений сахарного диабета 1-го типа является некупированная вовремя гипогликемия (крайне низкий, ниже 3,9 ммоль/л уровень глюкозы в крови).
Причины возникновения гипогликемии обширны и разнообразны, но условно все причины можно разделить на две основные: причины, связанные с инсулиновой терапией и связанные с питанием.
Проявления гипогликемии также многолики, и для каждого пациента характерен свой «набор» симптомов, но тем не менее есть несколько общих признаков которые ощущает большая часть людей с диабетом.
- Возникают в первую очередь: сердцебиение, дрожь, бледность, нервозность и тревожность, ночные кошмары, потоотделение, чувство голода, парестезии.
- Присоединяются по мере продолжения снижения уровня глюкозы: слабость, усталость, снижение концентрации внимания, головокружение, зрительные и речевые нарушения, изменение поведения, судороги, потеря сознания (гипогликемическая кома).
На первом этапе, пока человек находится в сознании, купировать возникшую гипогликемию несложно. Но сахарный диабет 1-типа тем и опасен, что зачастую тяжелые гипогликемии, могут возникать непредсказуемо и нарастать лавинообразно. И вот в этом случае, единственным спасением человека с диабетом является инъекция препарата Глюкагон, по сути являющегося физиологическим антагонистом инсулина.
И именно этот жизненно важный препарат, от которого зависит жизнь тысяч граждан нашей страны, чиновники Минздрава вычеркнули из перечня препаратов, выделяемых по линии ГОБМП. Причем сделали это изощрено, используя поистине иезуитскую бюрократию.
Мне, человеку к сожалению, уже опытному в общении с чиновниками, понадобилось несколько часов чтобы разобраться во всех перипетиях таинственного исчезновения этого препарата из списков.
Итак, вот как все происходило: 29 августа 2017 года в свет вышел печально известный Приказ МЗ РК № 666, в котором чиновники решили исключить инсулиновые помпы, после череды выступлений родителей детей с диабетом в СМИ, открытия петиции на имя главы государства, министерство здравоохранения в лице министра Биртанова во всем обвинило врачей на местах и пообещало не прекращать проект по обеспечению детей до 18 лет инсулиновыми помпами, однако у наших чиновников пообещать это не значить выполнить. В результате того, что дело вызвало широкий общественный резонанс, 29 ноября 2017 министерство здравоохранения на своем официальном сайте публикует Проект новой редакции приказа № 666 в котором инсулиновые помпы вернули на место, но теперь из перечня исчез препарат Глюкагон. К сожалению, в какой момент это произошло никто из общественников связанных с диабетом не понимает. После череды традиционных недопоставок инсулинов и средств медицинского назначения в начале года, и скандалов с этим связанных, в марте 2018 приказ № 666 выходит в новой редакции, в той самой где препарат Глюкагон уже отсутствует. На текущий момент препрат Глюкагон исчез и из Приказа МЗ РК № 631. Все изменения хронологически выглядят вот так:
22 августа 2017 года Редакция Приказа МЗ РК № 631 в котором Глюкагон (H04AA01) есть в списке
29 августа 2017 года Редакция Приказа МЗ РК № 666 в котором Глюкагон (H04AA01) есть в перечне
11 ноября 2017 года Редакция Приказа МЗ РК № 631 в котором Глюкагон (H04AA01) уже нет в списке
29 ноября 2017 года Редакция Приказа МЗ РК № 666 в котором Глюкагон (H04AA01) уже нет в перечне
14 февраля 2018 года Редакция Приказа МЗ РК № 631 в котором Глюкагон (H04AA01) нет в списке
28 февраля 2018 года Редакция Приказа МЗ РК № 666 в котором Глюкагон (H04AA01) нет в перечне
Таким образом, в двух основных документах МЗ, (Приказ МЗ РК № 666 регламентирует «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне». И приказ МЗ РК № 631 Регламентирует «Список лекарственных средств, изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, закупаемых у Единого дистрибьютора на 2018 год«) регламентирующих обеспечение больных сахарным диабетом жизнено необходимых препаратов, под шумок скандалов связанных с недопоставками в различные лечебные учреждения страны Министерство Здравоохранения полностью лишило больных сахарным диабетом 1-го типа, единственного средства способного спасти их жизнь при тяжелой гипогликемии.
И теперь традиционный вопрос (который всегда остается без ответа, ибо не пристало господам снисходить до общения с чернью), кто из чиновников МЗ и какую персональную ответственность понесет за создание ситуации напрямую угрожающей жизни людей, и в особенности детей с сахарным диабетом? И еще «маленький» вопрос, сколько детей должно погибнуть прежде чем вопрос будет решен?
PS: ответ на вопрос отчего в большинстве своем у детей возникает гипогликемия, по факту, большая часть случаев за последний год. Это либо использование инфузионных наборов для инсулиновых помп, которые де-юре «отозваны и уничтожены производителем» а де-факто официально выдавались детям, либо инъекции инсулина сразу в мышечную ткань, хотя должны быть сделаны в жировую прослойку, но сделать это слишком длинными иглами, которыми снабжает детей МЗ и СК Фармация очень сложно.